Тысячи довольных пациентов

Утомление школой

Мы живем в эпоху бешеных скоростей, огромной информационной и эмоциональной нагрузки. Даже взрослому человеку бывает трудно, что уж говорить о детях!

Когда ребенок идет в школу, на него обрушивается поток новой информации, непривычных правил и требований. И с каждым учебным годом эта нагрузка растет, программы всё усложняются, количество уроков и дополнительных занятий увеличивается, требования учителей и родителей становятся все более строгими. И неудивительно, что на фоне всего этого у школьников нередко возникает нервное перенапряжение, переутомление нервной системы. Всё это не только снижает работоспособность ребенка и ухудшает его психологическое состояние и отношения с родителями и педагогами, но и может привести к различным неврологическим и психологическим проблемам.

Разумеется, понятно, что нельзя совсем не утомляться. Даже наоборот – считается, что режим «утомление от работы — отдых» приводит к тому, что нервная система становится более трудоспособной. Но важно во всем знать меру, и не спутать обычную усталость от хорошо выполненной работы с хроническим перенапряжением центральной нервной системы.

На каждого школьника влияет целый ряд факторов, которые могут приводить к стрессу и переутомлению. Во-первых, это та самая сложная и разнообразная школьная программа. Нередко родители сами признаются, что они бы не справились с таким объемом информации. Во-вторых, сейчас очень популярны дополнительные занятия, факультативы, секции, занятия с репетиторами. Некоторые родители умудряются нанимать репетиторов уже в 1–2 классе! И в итоге, у ребенка практически не остается свободного времени – так родители стремятся впихнуть в него как можно больше полезных знаний. Помните, все психологи практически единодушно настаивают, что у вашего ребенка должно быть минимум два часа в день, а лучше 3–4, когда он ничем не занят. То есть он может в это время делать, что хочет: гулять, читать, рисовать, лепить, играть, а может просто слоняться из угла в угол или лежать и рассматривать потолок. Это совершенно необходимо маленькому человеку для того, чтобы его нервная система восстанавливалась от перегрузок. Зачастую родители так заполняют день ребенка уроками, учебой, секциями, помощью по дому и прочим, что тому вздохнуть-то некогда, не то, что прийти в себя. А это прямой путь к неврозу.

Третьим фактором стресса у школьника являются отношения в коллективе – наверное, все помнят, как сложно в школе выстраивается взаимодействие, как сложно сразу определить свое место в классе, обзавестись настоящими друзьями. Дети постоянно мирятся, ссорятся, меняют друзей, создают коалиции, они еще только учатся выстраивать отношения. И это не может не сказываться на эмоциональном состоянии ребенка. Четвертым стрессовым фактором становятся учителя. К сожалению, у каждого школьника, наверное, найдется учитель, отношения с которым не складываются, у каждого есть нелюбимые или непонятные предметы и задания, да и методика преподавания какого-то педагога может оказаться для вашего ребенка неподходящей. Постарайтесь в отношениях со школой всегда быть на стороне вашего ребенка, поддерживайте его. Поверьте, ему и так несладко. В школе надо бояться не плохих оценок, а того, что у ребенка появится отвращение к учебе.

На какие тревожные «звоночки» имеет смысл обратить внимание родителям?

Признаки нервного переутомления у школьника

  • Меняется характер и поведение, ребенок становится более замкнутым, раздражительным.

  • Ребенок не обсуждает школьные дела, на вопросы отвечает односложно: «всё в порядке, нормально, как обычно».

  • Нарушения сна: сон становится беспокойным, ребенок с трудом засыпает и просыпается.

  • Снижаются концентрация и внимательность (нередко это приводит к ухудшению оценок).

  • Ребенок обманывает родителей по поводу домашних заданий и оценок (это связано с тем, что у него нет сил на занятия, а понимания от родителей он не ждет).

Если на этом этапе ребенку не помочь, его психическое состояние и поведение будут ухудшаться дальше:

  • Раздражение перерастает в озлобленность.

  • Ребенок начинает провоцировать ссоры и драки.

  • Начинаются серьезные проблемы с дисциплиной, ребенок хамит и не слушается.

Что делать?

Если вы заметили у своего школьника вышеперечисленные симптомы, постарайтесь помочь ему справиться с переутомлением. В первую очередь – по возможности, уменьшите нагрузку на ребенка. Очень важен налаженный режим и полноценный сон. Для лучшего засыпания можно перед сном давать ребенку теплое молоко с медом, некрепкий чай с мятой, мягкое успокоительное (которое может прописать только врач!). Исключите из рациона школьника кофе и крепкий чай, особенно в вечернее время – эти напитки оказывают возбуждающее действие на нервную систему. Зато не лишним будет начать принимать витамины и препараты, укрепляющие нервную систему – подобрать их поможет вам детский невролог. Хорошо бы выделить время для дневного сна – после возвращения из школы. Необходимо проводить на свежем воздухе не менее часа в день – гулять, кататься на коньках, лыжах или велосипеде, играть со сверстниками во дворе. Сами проводите больше времени с ребенком, разговаривайте с ним о том, что его тревожит. На носу зимние каникулы – прекрасная возможность помочь ребенку восстановиться!

К детскому неврологу необходимо обратиться, если у ребенка наблюдаются следующие симптомы:

  • неусидчивость, гиперактивность;

  • пассивность;

  • быстрая утомляемость;

  • головные боли, головокружения, обмороки;

  • отсутствие аппетита;

  • отставание в речевом или моторном развитии;

  • неадекватная реакция на просьбы родителей, учителей;

  • проблемы в общении со сверстниками;

  • неумение легко переключаться на другие занятия;

  • неспособность заниматься самостоятельно.