Омоложение лица, метод липофилинга
Каждый человек с возрастом замечает неизбежные возрастные изменения. Наверное, есть счастливчики, которые относятся к этому совершенно спокойно, но все же большинство из нас огорчаются, замечая появление морщин, «поплывший» овал лица и другие изменения лица.
Каждый человек с возрастом замечает неизбежные возрастные изменения. Наверное, есть счастливчики, которые относятся к этому совершенно спокойно, но все же большинство из нас огорчаются, замечая появление морщин, «поплывший» овал лица и другие изменения лица.
Первая мысль – что с этим можно сделать? Вариантов современная косметология и хирургия предлагает немало: кремы, лосьоны, маски, пилинги, инъекции различных препаратов, аппаратные методики и т.д. Это все, разумеется, важно, нужно, ведь при достойном уходе можно весьма долго сохранять привлекательный внешний вид и молодость. Но все же самым радикальным и эффективным методом омоложения является пластическая операция. Нередко люди боятся операции, представляя себе ее как серьезное вмешательство с долгим реабилитационным периодом и непредсказуемым результатом. А ведь это давно уже устаревшие мифы, и современная пластическая хирургия действует максимально щадяще, предлагает множество малоинвазивных и очень эффективно работающих вариантов вмешательств, с быстрым восстановлением.
Мы поговорили с пластическим хирургом Ольгой Владимировной Куликовой о том, как сейчас работают пластические хирурги, и чем современная эстетическая хирургия отличается от того, что было несколько десятилетий назад.
— Ольга Владимировна, все мы видели не самые привлекательные результаты пластических операций, которые выполняли звезды в 1980-1990-е годы, когда начался бум омоложения. И страшно получить такой же результат…
— Это совершенно невозможно. Во-первых, большинство неудачных последствий связаны с неразумным подходом к количеству операций – многие повторяли их раз за разом, и в результате вместо лица получали маску. А делали это, потому что результат обычной подтяжки лица долго не сохранялся, сейчас уже очевидно, в чем причина. И с этим как раз связано «во-вторых» — то, что сейчас в принципе совершенно иной подход и иные технологии операций.
Я работаю более 20 лет, и самые глобальные изменения в подходах к омоложению происходили у меня на глазах. Когда я только начинала делать операции, в основном, при омолаживающих операциях мы тянули кожу. Операция поэтому так и называлась «подтяжка». Морщины пропадали, эффект достигнут. И считалось, что чем больше мы утянем, тем лучше, тем дольше сохранится результат. Но потом стало очевидно, что смысла в такой деятельности немного. Почему?
В настоящее время мы знаем, что стареет не только кожа лица. Изменения происходят на всех уровнях: мышечном, связочном, костном, жировом. Фактически лицо «сползает» с черепа всеми этими слоями под воздействием безжалостной гравитации. Поэтому тянуть кожу нет никакого смысла: обвисшая мышца тяжелее кожи, и она очень быстро вытянет кожу обратно. Поэтому возникла необходимость работать с более глубокими слоями. Сейчас операции, связанные с омоложением лица проходит совсем по другой схеме.
— И в чем заключается современный подход к омоложению лица?
— В настоящее время большое значение отдается изучению жировых компартментов — это глубокая жировая ткань, дистрофия, истончение которой способствует опущению тканей, мышц и кожи. Очень долгое время врачи спорили: «Что такое молодость – натянутость или наполненность?» Косметология шла по пути наполненности – ставили всевозможные филлеры, восполняя объем потерянной ткани, а хирурги тянули кожу.
Сейчас ответ на этот вопрос однозначный: И натянутость, И наполненность!
Главный постулат современной пластической хирургии: пациент после операции должен выглядеть молодым, а не прооперированным. И на это направлена вся наша работа.
— Как выполняются современные пластические операции на лице?
— Мы используем новую методику «SMAS-лифтинг» (Superficial Muscle-Aponeurotic System — поверхностная мышечно-апоневротическая система мимических мышц и соединительнотканных слоев, расположенная глубже подкожной клетчатки). Суть работы на уровне SMAS в том, что мы сначала ставим на место опустившиеся мышцы, затем иссекаем избыток кожи. Важный момент, что при таком подходе кожу тянуть не надо, она сама ложится, куда нужно, мы только убираем лишнее. После того, как мышца встала на место, свободный кожный лоскут составляет 5-7 см, он просто иссекается, поэтому нет эффекта перетянутого лица и пациент после операции выглядит естественно.
Но только поставить мышцы на место и убрать избыток кожи – недостаточно. Как уже было сказано, для молодого лица необходима наполненность – значит нужна работа на уровне жировых тканей, перемещение их на те места, где они находились в молодости. Это позволяет гармонизировать лицо, сделать его более молодым и привлекательным.
— Жировые ткани же на лице, с возрастом, естественным образом уменьшаются?
— Да, и это еще одно направление в омолаживании – восполнение жировых компартментов, то есть глубинных жировых тканей. Для этого на предварительной консультации мы тщательно анализируем по фотографиям пациента, какие произошли изменения, и каждому предлагается своя омолаживающая программа. Например, очень часто с возрастом происходит запустевание височных областей — из-за этого опускаются брови; если запустевают глазницы – глаза становятся впалыми, обозначается носослезная борозда. Всё это визуально придает возраста.
Иногда даже не требуется круговая подтяжка лица, достаточно выполнить несколько небольших вмешательств под местной анестезией, чтобы добиться визуального омоложения на 10-15 лет.
Самый эффективный способ восполнения жировых компартментов, позволяющий добиться вида естественного молодого лица, – липофилинг. Это процедура пересадки собственного жира – его откачивают из тех мест, где хотелось бы убрать лишнюю жировую ткань, обрабатывают и пересаживают, как филлер, в нужные места. Собственный жир воспринимается организмом, как родной, в отличие от других филлеров, и приживается лучше. Лицо скульптурируется, приобретает более четкие контуры, опущенные брови поднимаются, исчезают «брыли», носогубные складки, слезные борозды и пр. Такое моделирование позволяет отсрочить необходимость серьезной хирургической подтяжки лица.
Кроме того, жировая ткань содержит стволовые клетки, которые дают очень заметный эффект обновления кожи, выраженного улучшения ее качества: исчезают видимые сосуды, гиперпигментация, морщины, улучшается цвет лица. Поэтому липофилинг можно использовать даже не для увеличения объема, а с целью улучшения кожи, особенно при наличии выраженных возрастных изменений. Это оптимальный выбор: моделируется форма лица, улучшается качество кожи, она омолаживается.
Липофилинг может проводиться под местной анестезией.
Как проходит процедура липофилинга
Хирург выполняет небольшие проколы в местах скопления жировой ткани и при помощи специальных инструментов (шприца и канюль диаметром 1,5-2 мм) откачивает жировую ткань. Далее она обрабатывается, очищается от различных примесей. Потом жир «просеивается» — для пересадки выбираются только самые мелкие жировые клетки. После этого полученную жировую ткань вводят в зоны, требующие коррекции. В конце операции на разрезы накладывают косметические швы, заклеивают их хирургическим пластырем и накладывают компрессионные повязки.
Первые дни после операции в местах проколов могут быть синяки и небольшая отечность, которые довольно быстро проходят сами, не оставляя следов. Окончательный результат можно будет оценить через несколько недель — когда отек спадет и жировая ткань приживется на новом месте.
Эффект после операции сохраняется навсегда. Если жировая клетка прижилась на новом месте, то она там и остается на всю жизнь, увеличиваясь в размерах, если вы толстеете, уменьшаясь, если худеете.
— Пациенты нередко опасаются, что после операции будут заметны рубцы. Насколько это обоснованные страхи?
— В современной пластической хирургии этому вопросу уделяется особое внимание. Наша цель, как я уже говорила, чтобы пациент не выглядел прооперированным. Соответственно, и рубцы не должно быть видно. Мы размещаем их в таких местах, где рассмотреть их практически невозможно: в волосистой части головы, за ушами, внутри ушной раковины. Разработаны всевозможные методики ведения рубца после операции, в результате чего через 6-12 месяцев после операции рубцы становятся совершенно незаметны.
— Еще один распространенный страх — наркоза.
— Многие операции можно сделать без наркоза, достаточно местной анестезии и легкой седации – то есть введения в вену препарата, который успокаивает пациента, снимает чувство тревожности. Пациенту не больно, не страшно, он спокоен, и операция проходит успешно.
Но даже если требуется наркоз, современные препараты, используемые для наркоза в нашей клинике — очень высокой очистки и разрешены даже к использованию у пожилых людей и детей. У них есть кардиопротективная (защита сердца), нефропротективная (защита почек) и некоторые другие функции. Последние разработки производителей дыхательно-наркозной аппаратуры обеспечивают все возможные степени защиты пациента.
— Период реабилитации после операции долгий?
— Нет, это считается нетяжелой операцией. После вмешательства пациент остается на сутки (иногда – на двое) в стационаре под наблюдением врача. В течение 7-10 дней рекомендуется носить поддерживающую тугую повязку, которая не позволяет отеку нарасти – так восстановление происходит быстрее, а пациент чувствует себя лучше.
Болевые ощущения после вмешательства обычно не выражены, может быть легкий дискомфорт, но, как правило, анальгетики не требуются.
На полное восстановление может понадобиться от 2 недель до месяца – это зависит от многих факторов: состояния здоровья пациента, его возраста, индивидуальных особенностей организма.
Эффект от операции сохраняется очень надолго, обычно повторные операции SMAS-лифтинга не требуются.
— В каком возрасте пора задумываться об операции?
— Чем раньше, тем лучше. У более молодых пациентов эффект будет более выраженный и более длительный, сама процедура переносится намного легче, рубцы исчезают быстрее. Так мы максимально продлеваем свою молодость и период активной жизни.
Современная тенденция пластической хирургии — это профилактика изменений. Не нужно ждать, когда они проявятся, нужно их профилактировать, не допускать проявления признаков старения. Тогда и объем операции будет меньше, и результат – эффективнее.