Время работы:

Медицинский центр: ПН - ПТ с 08:00 до 21:00; СБ-ВС: с 09:00 до 19:00
Томографический центр и травмпункт: ПН - ПТ с 08:00 до 21:00;
СБ-ВС: с 09:00 до 21:00

г. Новосибирск, Гоголя,42
г. Новосибирск, Красный проспект, 200
г. Новосибирск, Дуси Ковальчук, 7/1
Единая справочная:
(383) 209-03-03
Стоматологическая клиника Стиль Дент

Топ, топ, топает малыш

 ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Рост и вес

До рождения ребенка организм матери — это внешняя среда для плода, поэтому все отрицательные моменты, связанные со здоровьем беременной женщины, ее питанием, течением беременности, социально-бытовыми факторами, оказывают неблагоприятное развитие как внутриутробно, так и после рождения. В нормальных условиях доношенньий ребенок рождается с массой тела в среднем 3300–3500 граммов и ростом 51–53 см. Рождение детей с большей длиной и массой тела наблюдается у повторно родящих; с меньшими показателями — у очень юных и возрастных матерей. После рождения в течение первых дней жизни происходит незначительная, так называемая физиологическая потеря массы в 150–З00 граммов. Обычно масса восстанавливается к 8–10 дню жизни малыша.

Интенсивность прибавки массы и длины тела в дальнейшем зависит от возраста ребенка, однако, не всегда эти показатели нарастают параллельно.

Наиболее интенсивно физическое развитие ребенка происходит на первом году, в первом полугодии. Так, масса тела новорожденного к 4–5 месяцу удваивается, а к 1–12 месяцу утраивается. При этом средняя прибавка в первом полугодии составляет 700–800 граммов, а во втором 400–500 граммов в месяц.

Рост увеличивается за первый год, в среднем, на половину от рождения, то есть на 25 сантиметров. Однако это всё средние показатели. Только учитывая все показатели развития, можно сказать, что ребенок развивается правильно. В практике очень часто встречаются дети, вес которых на одном грудном вскармливании в первые месяцы увеличивается на 1000 и более граммов, а зато во втором полугодии они прибавляют всего по 300–500 граммов. В итоге к году практически все дети приходят со средними прогнозируемыми показателями.

На втором году жизни темпы развития несколько снижаются, прибавка массы за год составляет 2–З кг, а рост малыша обычно увеличивается на 7–8 см. В последующем средняя прибавка массы тела за год составляет 2 кг, а роста — 5 см.

Следует отметить, что дети растут постоянно, но заметные прибавки происходят скачкообразно: со 2 по 4 месяцы ребенок растет по чуть-чуть, зато прибавляет в весе (округляется), а затем в течение 2–3 мес. вдруг резко растет (вытягивается). Эти периоды округления и вытягивания нормальное состояние растущего организма. У девочек физическое развитие заканчивается к 16–18 годам, у мальчиков к 20–25 годам.

Кроме того, в оценке физического развития, особенно у детей первого года жизни, большое значение имеет оценка окружности головы и груди. У здорового новорожденного окружность головы равна 34–35 см, а размер грудной клетки на 1–2 см меньше (32–34 см). В возрасте 2–4 месяца эти параметры сравниваются. За первый год объем грудной клетки увеличивается на 13–15 см. в последующие 6 лет окружность груди превышает размер головы примерно на столько сантиметров, столько лет ребенку. В среднем размер головы к году увеличивается на 10–11 см, а затем за все последующие годы до окончания роста еще на 10–11 см. Конечно, это все средние показатели, от генетики никуда не денешься. Если родители имеют рост выше среднего, то соответственно и их ребенок будет крупнее и наоборот.

Существуют формулы расчета средних показателей веса и роста.
Вес (в кг)
3–12 мес. (число мес. + 9):2
1–6 лет (число лет *2 +8)
7–12 лет (число лет *7 -5):2
Рост (в см)
2–12 лет (число лет *6 +77)

Указанные параметры физического развития ребенка могут иметь значительные индивидуальные колебания, что при отсутствии болезней оценивается как индивидуальные варианты нормы.

Родничок

Большой родничок у ребенка является «запасом» роста черепа. Мозг развивается и растет в первый год очень интенсивно, ему необходимо место. Размеры большого родничка индивидуальны. Измеряют его от стороны к противоположной стороне (а не от угла к углу). В среднем он должен быть 2 см на 2,5 см. Закрываться большой родничок начинает, как правило, в 6 месяцев, а заканчивает к 1,5–2 годам (в зависимости от изначальных размеров). На срок закрытия большого родничка влияют регулярное поступление в организм витамина Dи солей кальция.

Зубы

Вас беспокоит, что ребенку исполнилось 6 месяцев, а зубов еще нет? Ничего страшного. Сроки прорезывания зубов, вообще, очень индивидуальны. Обычно первые верхние резцы появляются в 6–9 месяцев, затем первые нижние резцы. К 1 году должно быть 8 зубов. На 2-ом году жизни появляются еще 12, и к двум годам у ребенка их должно быть 20 — это все молочные зубы. Смена молочных зубов на коренные начинается в возрасте 6–7 лет и тоже первыми вырастают резцы. Заканчивается же смена зубов к 17–20 годам, когда у человека уже 32 постоянных зуба. Зачатки зубов будущего ребенка образуются уже в первом триместре беременности, поэтому именно в эти сроки необходимо полноценное, обогащенное витаминами и минералами питание будущей мамочки.

Как практикующий врач могу сказать, что очень часто встречаются родители, которые очень бурно радуются большим прибавкам веса и роста. А вот врачи всегда огорчаются. Большие прибавки далеко не всегда говорят о здоровье малыша, чаще — наоборот. Все внутренние органы — это высоко специфические ткани, и так быстро они развиваться не могут. В результате на сердце, печень, почки, легкие падает двойная нагрузка по обеспечению жизнедеятельности. При этой дополнительной нагрузке им тоже необходимо расти и развиваться! В итоге они страдают, становятся относительно слабее. А если ребенок заболел? На эти органы падает тройная нагрузка. Поэтому у детей, имеющих избыточный от среднего возрастного вес, заболевания чаще протекают длительно, волнообразно и более тяжело, иногда — с совершенно неожиданными осложнениями. Избыточный вес у ребенка до года еще и тем неприятен, что он не дает развиваться нервной системе. Ребенок — не теленок, не столько важен «привес», сколько развитие разума!

ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ

Маленький человек познает мир только в движении. Ему необходимо дотянуться, захватить, затащить в рот, доползти, бросить. Только так он может узнать, что это, как это, почему это! В развитии ребенка очень важны, так называемые, психомоторные навыки. Обратите внимание, дорогие родители, когда и что должен уметь делать ваш ребенок.

Новорожденный спит большую часть суток. Лишь к концу первого месяца малыш начинает фиксировать взгляд на неподвижном предмете, прислушиваться.

В 2 месяца уже слушает голос, улыбается, гулит, поворачивает голову на звук, держит голову, поднимет ее, лежа на животе.

В 3 месяца ребенок значительно более активен: лежа на животе приподнимается на предплечьях, тянется к игрушкам, слушает музыку и речь, смеется, разнообразно гулит.

В 4–6 месяцев происходят еще более значительные изменения. Захваченную игрушку необходимо попробовать на вкус. Обязательно игрушку нужно бросить (очень важная реакция — так развивается бинокулярное зрение — слежение за движущимися предметами). Малыш различает знакомые лица, явно выделяет и предпочитает мать. Вполне понятно показывает свое неудовольствие. Переворачивается со спины на живот, может недолго посидеть, хотя сам сесть еще не может.

К 9 месяцам появляются признаки сложной работы коры головного мозга. Ребенок стремится к общению, понимает обращенную к нему речь, выполняет отдельные просьбы (например «дай»), говорит слоги. В это время появляется свой выборочный вкус в еде. Малыш уже значительно подвижнее. Хорошо сидит, ползает, встает у опоры, захватывает мелкие предметы пальцами.

В свой первый день рождения малыш обычно уже ходит при поддержке за одну руку, отдает предмет по просьбе, знает слово «нельзя», идет на зов, выполняет обращенные к нему просьбы, говорит 4–10 простых слов, знает название основных игрушек («зайка», «мишка», «котик» и других).

К своим двум годам ребенок обычно активен, подвижен, эмоционален. Он уже умеет бегать, самостоятельно идет по лестнице, строит домик из кубиков, самостоятельно ест. Его словарный запас включает около 20 слов, из них уже составляются простые предложения. Малыш знает части тела, приучается к опрятности.

В 3 года ребенок переполнен эмоциями и массой впечатлений от внешнего мира, которые он не может анализировать самостоятельно и поэтому постоянно задает вопросы взрослым. За эти первые три года ребенок проходит в своем умственном и психомоторном развитии такой путь, какой, практически, проходит затем за всю жизнь. В дальнейшем идет усложнение поведенческих, эмоциональных реакций, формируются тормозные процессы, развивается речь и так далее.

Таким образом, первые годы идет не только интенсивное физическое, но куда более значимое нервно-психическое развитие ребенка. Вы, наблюдая за ребенком дома, увидите больше изменений в поведении ребенка, чем врач во время приема. Обратите внимание доктора, если есть несоответствие возрастным нормам, возможно, малышу необходима помощь.

Даже человечек — Человек, для него очень важно как физическое развитие, так и развитие нервной системы, разума. Пусть ваш ребенок развивается гармонично!


 

Заметили ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter. Система Orphus - проверка орфографии